О проекте

«Quality Assurance in Russian Higher Education: integration with European approaches – integration into European space» (№ 611520-EPP-1-2019-1-RU-EPPJMO-SUPPA)


Название проекта: «Обеспечение качества высшего образования в России: интеграция с европейскими подходами – интеграция в европейский мир»


Тип проекта: Jean Monnet — Support to associations (Erasmus+)


Контекст, цели и задачи проекта. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» с 1992 года по настоящее время обязательным порядком подтверждения соответствия качества образования является процедура государственной аккредитации, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта, проводимая федеральным государственным органом — Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор, РОН). В 1992 году Россия была одной из первых стран Европы, которая в целях сохранения единого образовательного пространства страны ввела аккредитацию учебных заведений и разработала собственную технологию оценки качества образования. За последние годы ситуация в России претерпела значительные изменения, связанные с экономическими и демографическими причинами, модернизацией государственной образовательной политики, интернационализацией высшего образования и, в частности, присоединением к Болонскому процессу. Эти причины привели к трансформации содержания и структуры системы высшего образования в России и изменили процедуры обеспечения качества. В декабре 2012 года новый закон «Об образовании в Российской Федерации» ввел новые инструменты оценки качества образования, четко разграничив сферы ответственности государства и общественных структур. В настоящее время российское законодательство допускает различные формы аккредитации: наряду с обязательной государственной аккредитацией образовательной деятельности, существует общественная аккредитация университетов и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

В Русском Регистре считают, что существует необходимость интеграции российских агентств по обеспечению и оценке качества в сообщество независимых агентств, работающих на европейском пространстве и во всем мире, чтобы стимулировать российские университеты к улучшению качества услуг в соответствии с общепринятыми в Европе стандартами, чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность высшее образование, мобильность студентов, преподавателей и сотрудников,  улучшить прозрачность контроля и оценки качества в образовании. Для достижения этих целей необходимо интегрировать существующие подходы к обеспечению качества в российском высшем образовании с европейскими подходами.

Таким образом, основная цель этого проекта — создать методологическую основу независимой аккредитации образовательных программ, гармонизированную со стандартами ESG, с учетом лучших европейских практик, их внедрения и широкого распространения в Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеупомянутые особенности национальной системы оценки качества в образовании и причины ее изменений, Ассоциация видит перед проектом следующие задачи:

  1. Исследование, изучение, адаптация европейского опыта оценки качества высшего образования к национальной системе.
  2. Интеграция подходов к оценке обеспечения качества высшего образования, применяемых на европейском пространстве высшего образования и в России.
  3. Распространение и продвижение подходов к оценке обеспечения качества высшего образования, применяемых на европейском пространстве высшего образования, в Российской Федерации и в мире.

Краткое описание проекта. Проект состоит из 3 частей: Исследование, Методология и Адаптация.

В первой части проекта (Исследование) команда проекта проводит исследование, анализ и адаптацию европейского опыта оценки качества высшего образования к национальной практики, для чего:

  • проводит исследование подходов к оценке качества высшего образования в России (государственная аккредитация, требования ФГОС) и Европе (независимый контроль качества, на основе ESG),
  • анализирует сильные и слабые стороны, возможности и риски обоих подходов с учетом национальных особенностей и законодательства в области труда и образования (SWOT-анализ)
  • устанавливает требования к сопряжению интегральных подходов на основе SWOT-анализа
  • определяет подходы для интеграции процедур внешней независимой оценки качества высшего образования, проводимых третьей стороной, путем корреляционного анализа признанных европейских лучших практик и стандартов и российских подходов.
  • разрабатывает подход к внешней независимой оценке обеспечения качества высшего образования Ассоциацией как третьей независимой стороны с целью обеспечения академической мобильности, конкурентоспособности и интеграции в европейское пространство высшего образования и сообщество по его оценке.

Результаты первой части проектной работы последовательно и логически разрабатываются во второй части проекта (Методология). Его цель состоит в том, чтобы интегрировать подходы к оценке обеспечения качества высшего образования европейского пространства высшего образования и РФ  и обеспечить, чтобы деятельность Ассоциации соответствовала требованиям ESG с окончательной апробацией в университетах-партнерах Российской Федерации. Для достижения цели второй части проекта Ассоциация решает задачи по:

  • созданию внутренних оценочных процедур Ассоциации для обеспечения работы по международной аккредитации образовательных программ с учетом стандартов ESG и практики работы европейских агентств по оценке качества образования. Результаты, полученные на этом этапе, обсуждаются и дорабатываются на воркшопе, организованном Ассоциацией совместно с заинтересованными сторонами проекта: университетами, студентами и выпускниками вузов, проф. сообщества/рынка труда, агентствами, надзорными / регулирующими органами в сфере образования, учредителями;
  • формированию экспертного пула для процедур оценки обеспечения качества высшего образования в соответствии с требованиями и практикой Европейского пространства высшего образования как основного ресурса любого независимого Агентства. На этом этапе устанавливаются требования к компетенции экспертов, регламентируется порядок отбора, подготовки, регистрации и поддержания компетенции экспертов. Затем команда проекта обеспечивает необходимую компетентность экспертов и персонала Ассоциации;
  • разработке программы обучения для экспертов и проведение обучения экспертов, студентов и преподавателей Ассоциации в качестве экспертов по международному обеспечению качества. Команда проекта организует обучающий семинар / вебинар для кандидатов в эксперты. Кандидаты сдают сертификационные тесты и создают пул экспертов Ассоциации по международному обеспечению качества;
  • созданию Международного совета по аккредитации для принятия решений. Это этап проекта, обеспечивающий независимость процедур аккредитации. На данном этапе создается Совет по аккредитации Ассоциации, его работа регламентируется для последующей работы по аккредитации Совета;
  • пилотированию процедур Международной аккредитации, разработанных Ассоциацией и описанных выше. Организация и проведение внешних аудитов образовательной программы в соответствии с разработанными требованиями, согласованными с ESG, в рамках совместной международной аккредитации с партнерским агентством Европейского пространства высшего образования. Эксперты из вновь созданного пула выполнят эту работу. Пилотирование будет проведено на площадке университетов-партнеров проекта;
  • разработке и поддержке веб-сайта Агентства Ассоциации с английскими версиями страниц.

В третьей части проекта (проходит параллельно с частью 2 и охватывает весь срок действия проекта в 2019-2022 гг.), команда проекта занимается распространением и продвижением подходов Европейского пространства высшего образования к оценке обеспечения качества высшего образования в Российской Федерации. Основные  мероприятия по распространению результатов проекта:

  • Форум по устойчивому развитию образования, Санкт-Петербург, 10.2020
  • Международная конференция «Системы менеджмента качества в образовании», Казань, 11.2022,
  • Мероприятия по распространению информации по тематике оценки обеспечения качества высшего образования в различных субъектах РФ,
  • Информационный проект Ассоциации по тематике обеспечения качества высшего образования — электронный бюллетень новостей СМИ «Education Quality News».

Программа по решению задач проекта. Планируемые результаты проекта.

Этапы Мероприятие проекта Формализованные результаты

(представляются в разделе “Результаты” по мере получения)

Задача 1. Исследование, изучение, адаптация европейского опыта оценки качества высшего образования к национальной системе. Срок исполнения — 2019 г.
1.1 Изучение технологий, содержания и практики оценки качества высшего образования Агентств, входящих в реестр EQAR ENQA, результатов  проведенных ими  оценок и собственной деятельности. 1.1.1 Выявление основных сторон, работающих на Европейском пространстве высшего образования, уполномоченных и осуществляющих процедуры внешней оценки обеспечения качества высшего образования в России и за рубежом — аккредитационных Агентств как третьей независимой стороны
1.1.2 Изучение подходов и требований к процедурам внешней независимой оценки качества образовательных организаций и программ (планирования, обеспечения, осуществления, документирования) аккредитационных Агентств Европейского пространства высшего образования как третьей независимой стороны, а также их внутренних систем гарантий качества.
1.2 Исследовать  потенциал совершенствования технологии проведения внешней независимой оценки системы обеспечения качества образовательных программ/ организации 1.2.1 Анализ и сравнение подходов и регламентов, используемых аккредитационными Агентствами РФ и Европейского пространства высшего образования при проведении процедур независимой оценки обеспечения качества высшего образования
1.2.2 Обоснование необходимости и мотивов актуализации процедур Ассоциации по внешней оценке обеспечения качества высшего образования как третьей независимой стороны с целью обеспечения мобильности, конкурентоспособности и интеграции в Европейское пространство высшего образования
1.3 Разработка подхода для интеграции процедур внешней независимой оценки обеспечения качества высшего образования третьей стороной  посредством корреляционного анализа европейской признанной лучшей практики и стандартов и российских подходов. 1.3.1 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков положенных в основу интеграции процедур (SWOT-анализ) 1.3.1 SWOT-анализ интегрируемых подходов
1.3.2 Установление сопряжения требований интегрируемых подходов на основе их SWOT-анализа 1.3.2 Проект критериальной базы/требований модели/ стандарта для внешней независимой оценки качества высшего образования
1.3.3 Создание подхода внешней независимой оценки обеспечения качества высшего образования Ассоциации как третьей независимой стороны с целью обеспечения мобильности, конкурентоспособности и интеграции в Европейское пространство высшего образования 1.3.3.1 Статьи участников проекта (1, 2, 3)

1.3.3.2 Отчет по мероприятиям 1.3.1-1.3.3

Задача 2. Интеграция подходов на Европейском пространстве высшего образования и РФ           к оценке обеспечения качества высшего образования
Мероприятия проекта Формализованные результаты

(представляются в разделе “Результаты” по мере получения)

Срок выполнения /Формализованные результаты

(представляются здесь или в разделе “Результаты” по мере получения)

2.1 Создание оценочных процедур, внутренних нормативных документов Ассоциации по международной аккредитации образовательных программ с учетом всех аспектов стандартов ч.2,3 ESG и практики работ европейских Агентств по оценке качества образования. Проекты внутренних НД Ассоциации:

2.1.1 Стандарт (модель) Ассоциации по международной аккредитации образовательных программ в соответствии со стандартами  ч.1 ESG

Стандарт (модель) по международной аккредитации образовательных программ в соответствии со стандартами  ч.1 ESG
2.1.2 Руководство по проведению международной аккредитации образовательных программ Руководство по проведению международной аккредитации образовательных программ
2.1.3 Перечень документируемой информации по результатам проведения международной аккредитации образовательных программ и ее Формы Перечень документируемой информации, Формы документируемой информации
2.1.4 Миссия и Политика в области гарантий качества Агентства Ассоциации с учетом всех аспектов ст-тов части 3 ESG и лучшей практикой Агентств Европейского пространства высшего образования Миссия Агентства Ассоциации

Политика в области гарантий качества Агентства 

лучшая практика Агентств Европейского пространства высшего образования

2.2. Воркшоп с заинтересованными сторонами по обсуждению и доработке внутренних процедур оценки качества образования для обеспечения работы по международной аккредитации образовательных программ с учетом стандартов ESG и практики работы европейских агентств 2.2.1. Отзывы и заключения по модели международной аккредитации образовательных программ от представителей всех заинтересованных сторон Отзывы и заключения по модели
2.3 Доработка и совершенствование проектов документов по результатам обратной связи от заинтересованных сторон и итогам пилотирования 2.3.1 Драфты по мероприятию 2.1 2020-2021
2.4. Разработка и поддержание веб-сайта Агентства Ассоциации с англоязычными версиями страниц в соответствии с лучшей практикой Агентств Европейского пространства высшего образования. 2.4.1 Техническое Задание (ТЗ) на разработку веб-сайта I-II квартал 2021
2.4.2 Дизайн-макет/проект веб-сайта III-IV квартал 2021
2.4.3 Сайт, наполненный информацией по обеспечению качества высшего образования, его оценке и международной аккредитации образовательных программ Ассоциацией на русском языке Сайт Агентства
2.4.4 Англоязычная версия сайта Англоязычная версия сайта
2.5 Формирование экспертного пула для процедур оценки качества высшего образования в соответствии с требованиями и лучшей практикой Европейского пространства высшего образования 2.5.1 Соглашения с авторитетными общественными организациями о сотрудничестве в т.ч. в части формирования пула экспертов для процедур международной аккредитации Соглашения с авторитетными общественными организациями о сотрудничестве
2.5.2 Перечни экспертов по типу экспертов и их личные дела Перечни экспертов,

Личные дела экспертов 

2.5.3 Руководство по отбору, подготовке, регистрации и поддержанию компетентности экспертов по международной аккредитации образовательных программ Руководство по отбору, подготовке, регистрации и поддержанию компетентности экспертов
2.5.4 Образовательные ресурсы для обучения кандидатов в эксперты:

  • Программа курса
  • УМК
  • Опорные и раздаточные материалы
  • Практические задания и кейсы
В соответствии с программой мероприятия в течении двух дней  участники вебинара  проводили  виртуальный очный  визит в виртуальную образовательную организации, отрабатывая навыки проведения аккредитационной экспертизы в целях международной аккредитации образовательной программы. Предварительная подготовка слушателей к тренингу обеспечивалась ознакомлением с моделью оценки на основании материалов воркшопа (мероприятие описано выше), материалами преподавателей входным контролем (методом тестирования), камеральным анализом отчета о самообследовании виртуального университета при   моделировании ситуации аккредитации.

Согласно программе и на основе методических материалов вебинара основными мероприятиями вебинара стали вступительный информационный модуль, ряд действий «Брифинг для экспертов по процедуре экспертизы и методике оценки»«Вступительное совещание. Сбор объективных свидетельств. Подведение итогов 1-го дня экспертизы», информационный модуль и практическое занятие по нему «Когда необходимо интервью? Разработка плана и проведение интервью», и заключительные действия «Сбор объективных свидетельств. Подготовка проекта отчета по результатам экспертизы. Проведение балльной оценки. Заключительное совещание. Основные НД и шаблоны».

2.5.5 Свидетельства обучения:

  • Листы регистрации слушателей обучающего семинара,
  • Сертификаты о теоретической подготовке кандидатов в эксперты
К участию в мероприятии были приглашены и приняли участие более 40 человек – согласно заявлению в проекте и требований европейских процедур оценки качества образования — представители всех заинтересованных целевых групп проекта, среди которых представители академического и профессионального сообществ, руководители образовательных программ и организаций, студенты  и другие заинтересованные лица.

По итогам мероприятия все участники успешно справились с заданием и получили сертификаты о теоретической подготовке, которые позволят, согласно системы подготовки персонала Русского Регистра, команде проекта  привлечь коллег к будущим стажировкам проведения аккредитационной экспертизы, в т.ч.  апробации разработанных в рамках данного проекта процедур Русского Регистра по оценке качества образования (мероприятие 2.3.3 проекта).

2.6  Создание международного Аккредитационного совета для принятия решения по международной аккредитации образовательных программ 2.6.1 Положение об Аккредитационном Совете

2.6.2 Именной Состав Аккредитационного совета

2.6.3 Личные дела членов Аккредитационного совета

Положение об Аккредитационном Совете

Именной Состав Аккредитационного совета

Личные дела членов Аккредитационного совета

2.7 Апробация и пилотирование разработанных процедур международной аккредитации образовательных программ 2.7.1 Отчет о самообследовании ОП по модели Ассоциации по международной аккредитации образовательных программ

2.7.2 Статья об апробации

IV квартал 2020 — I-II квартал 2021
2.8 Организация и проведение внешних аудитов по требованиям разработанной модели международной аккредитации образовательных программ совместно с партнерским Агентством Европейского пространства высшего образования 2.8.1 Отчет о самообследовании образовательных программ по разработанной модели международной аккредитации образовательных программ

2.8.2 Отчет экспертов по результатам аккредитационной экспертизы

2.8.3 Протоколы вступительного/заключительного совещаний

2.8.4 План и программа проверки

2.8.5 Отзывы образовательной организации о работах Ассоциации  по международной аккредитации образовательных программ

III-IV квартал 2021
2.9 Проведение заседания Аккредитационного совета по результатам экспертизы образовательных программ в рамках международной аккредитации 2.9.1 Протокол заседания Аккредитационного совета

2.9.2 Свидетельство(а) о международной аккредитации образовательных программ

III-IV квартал 2021
Задача 3. Распространение подходов ЕС по оценке обеспечения качества высшего образования среди образовательных организаций РФ и мира
3.1 Продвижение в сети Интернет Электронного бюллетеня “Education Quality News” среди заинтересованных сторон/целевых групп 3.1.1 База подписчиков на Электронный бюллетень “Education Quality News”

3.1.2 Ежеквартальные выпуски Электронного бюллетеня “Education Quality News”

Ежеквартально 2019-2022
3.2 Проведение открытых информационно-практических мероприятий по тематике оценки обеспечения качества высшего образования с образовательными организациями высшего образования в регионах РФ:

1) Организация и проведение серии круглых столов в субъектах РФ

3.2.1 Программа мероприятия/информационные бюллетени

3.2.2 Опорные и раздаточные материалы мероприятий

3.2.3 Списки участников, явочные листы, сертификаты участников

3.2.4 Резолюции мероприятий

II и IV кварталы 2020-2022
2) Международный Форум IV квартал 2020
3) Международная Конференция IV квартал 2022
3.3 Дополнительная / внеплановая диссеминация проекта 3.3.1 Новости проекта 2019-2022
Итого
21 мероприятие 44 контрольные точки 2019-2022

Задать вопрос

Обращения, отправленные по данной форме, поступают руководителю данного проекта Ассоциации «Русский Регистр». Вы получите ответ на них в течение 3 дней.

Нажимая на кнопку «Отправить сообщение», я даю свое согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с условиями и политикой конфиденциальности.